Сын учится в первом классе. Во время его простуд мы делаем классную и домашнюю работу сами. Учитель отправляет задания по мессенджеру.
Математика и чтение у сына получается хорошо, а вот письмо и для меня, и для него - каторга.
У ребёнка не получается красиво и аккуратно писать. Когда переписывает текст, написанный печатными буквами, забывает как пишется та или иная прописная буква. А главная проблема - наклон букв. В правую сторону наклон не получается, как я ни стараюсь объяснять. Буквы либо прямые, либо наклон влево.
Ещё проблема - он писал некоторые буквы и цифры зеркально. Но сейчас это происходит очень редко.
Сын в быту пользуется и левой, и правой рукой. Я подумала, может он скрытый левша?
Признаки скрытого левши:
- Долго сохраняется по буквенное чтение.
- Почерк, чаще всего - плохой.
- Часто пишут зеркально. Подчеркивают слова справа налево. Вертикальную черту проводят не сверху вниз, а снизу вверх. Зеркально пишут не только буквы, но и слоги, слова, предложения, даже целые тексты.
- Плохо запоминают заглавные и строчные буквы.
- Пишут слитно предлоги, а приставку в слове - раздельно.
- Сложности в правописании безударных гласных.
- Замена букв по сходству написания (например ш и щ).
- Плохо запоминают стихи, пропускают слова во время диктанта, плохо запоминают дни недели, месяцы, алфавит и таблицу умножения.
- Сложно дается словообразование (например, детеныш коровы — коровенок, собаки — собачонок).
- Плохо изменяют слова по склонениям, спряжениям и падежам (например, не сестёр, а сёстров, не пней, а пнёв).
В интернете нашла советы - как научить ребёнка писать красиво. Перечислю их для Вас, читатели, вдруг пригодятся.
Как научить ребёнка писать красиво?
Плохой почерк может выражаться по разному:
- строки съезжают вниз или вверх
- буквы прыгают (разная высота букв)
- неправильное соединение букв или дописывание лишних деталей к буквам, например, буквы ш, и
- замена букв
- очень сильный или, наоборот, слабый нажим
- неправильный или разный наклон букв и цифр
- нет интервала между словами
- ошибки и исправления
Если у ребёнка одна или несколько проблем с почерком из вышеперечисленных, то нужно выяснять, в чём кроется причина плохого почерка.
Причины некрасивого почерка
Неразвитая мелкая моторика рук
Выполнять простые упражнения для развития мелкой моторики, занятия ребёнку будут по душе, все они похожи на игры:
- раскрашивать картинки (раскраски)
- заштриховывать картинки
- делать пальчиковую гимнастику и массаж рук
- обводить рисунки по контуру
- дорисовывать уже существующие картинки
- перерисовывать рисунки через кальку или копирку
- собирать пазлы
- выкладывать алмазную мозаику
- складывать простые фигурки оригами
- вышивать крестиком
- заниматься лепкой из глины или пластилина
- собирать украшения из мелких бусинок и бисера
- рисовать на манке или песке
- нарисовать линии - прямую, волну, зигзаг и по ним выкладывать мелкие предметы
- открывать закрывать винтовые крышки
- вырезать фигуры ножницами
И так далее и тому подобное.
Проблемы со здоровьем или развитием ребёнка
В этом случае только домашними уроками почерк выправить не удастся. Понадобится специалист.
Нужно обратиться с ребёнком к лору и окулисту, что бы исключить вероятность плохого зрения и слуха.
Так же при серьезных проблемах с почерком, могут поставить диагноз дисграфия, при таком диагнозе у школьника могут наблюдаться, в том числе расстройство речи, синдром дефицита внимания и гиперактивности или дислексия.
Виды дисграфии:Артикулярно-акустическаяКак слышит, так и пишет. Школьник и в устной речи заменяет буквы - шапка - сапка.АкустическаяРебёнок говорит чисто, а в письме заменяет буквы, схожие фонетически - любит - лубит.Нарушения языкового анализа и синтезаДети часто пропускают буквы, переставляют их, не дописывают слова, раздельно пишут приставки и слитно предлоги.ОптическаяЗамена элементов, образующих символы - лишние палочки в буках ш и п.АграмматическаяНарушение правил грамматики. Школьник пишет серый туча и зелёная лес.
Обращаться нужно к врачам - дефектологу, психоневрологу, логопеду.
Другая ситуация плохого почерка у ребёнка, когда так же понадобится специалист - нервное потрясение у школьника - смерть или болезнь близких, развод и тому подобное. В этом случае так же понадобится психологическая помощь.
Слабые мышцы спины, плечевого пояса и рук
Нужно выполнять упражнения для тренировки мышц спины, плечевого пояса и рук.
- Приложить листок к стене, окну и рисовать или перерисовывать в таком положении.
- С книгой на голове, ходить по комнате
- Ребенок ходит на руках, а взрослый держит ему ноги.
- Купите небольшие по весу гантельки и занимайтесь с ребёнком каждое утро по 5-10 минут. Ребёнку будет интересно самому накачать мышцы.
Недостаточно развитое пространственное восприятие
В развитии пространственного восприятия помогут:
Графические диктанты
Графические диктанты можно купить в магазинах учебной литературы или скачать и распечатать на сайтах:https://clck.ru/MwSKG
Не заставляйте писать ребёнка сначала в черновик, ребёнок устанет вдвойне. Пишите сразу набело.
https://clck.ru/RTKuM
https://clck.ru/RTKuo
https://clck.ru/RTKwB
https://clck.ru/RTKxJ
https://clck.ru/RTL4H
https://clck.ru/RTL5C
и на других сайтах. Ищите в поисковиках по запросу - Графические диктанты.
Рисование по клеточкам
Сайты с рисунками по клеточкам:
https://risunki-kletochki.ru
https://kartinki-dlya-srisovki.ru/po-kletochkam/
https://drawitbook.ru/
https://daynotes.ru/risunok-po-kletochkam-v-tetradi/
https://funpick.ru/kartinki-dlya-srisovki/risunki-po-kletochkam/
https://savimina.ru/risunki-po-kletochkam-v-tetradi.html
http://po-kletochkam.ru/
И многие другие сайты.
Игры
Прячьте какие-нибудь предметы и предлагайте ребёнку находить их по картам, схемам.
Играйте в любые виды головоломок от пазлов до Lego.
Положите бумагу на спину ребёнка и рисуйте буквы, цифры, геометрические фигуры, простые предметы, а он должен угадать, что вы рисовали.
Жмурки с колокольчиком
Скажи наоборот - игра с мячом. Взрослый кидает ребёнку мяч и говорит слово. Ребенок ловит, затем отвечает противоположное по смыслу слово и кидает мяч обратно. Например, вверх-вниз.
Игры с картинками
Ребёнок должен перечислять, что изображено на предложенных вами картинках
- где спрятались животные/предметы - ребёнок должен найти их, используя слова - перед, над, в , сзади, рядом, внизу и т.д.
- сколько нарисовано.... (в мешанине предметов найти нужные и посчитать сколько их)
- проходить лабиринты
- искать отличия на двух картинках
и тому подобное.
Примеры картинок:
Неудобная ручка
☑️ Подбирать ребенку карандаши, ручки и фломастеры нужно с трехгранными формами. Такие пишущие инструменты, как их ни возьми, всегда займут в детской руке правильное положение - и большой, и указательный, и средний пальцы будут каждый на своей грани, и ребёнок быстрее научится держать их как надо. Кисть не будет уставать во время рисования, а текст и рисунки будут более чёткими.
☑️ На ручке должна быть мягкая зона захвата с силиконовой или каучуковой накладкой. С ней ручка не скользит, не выпадает во время занятий.
Соответственно - ребёнок не напрягает пальцы и кисть руки меньше устаёт.
☑️ Паста в ручке должна быстро высыхать и не размазываться.
Ручки покупать желательно с насыщенным синим цветом пасты.
☑️ Если ребёнок левша, купите специальную ручку для левшей.
Ребёнок неправильно держит ручку и карандаш
И из-за этого у ребёнка:
- быстро устает рука во время письма
- формируется плохой почерк
- уменьшается скорость письма, а это значит в дальнейшем, он не будет успевать писать текст и испортится успеваемость
- портится осанка
- ухудшается зрение
Ребёнок неправильно держит ручку, если:
- сильно сдавливает письменный инструмент в руке
- держит большой палец на карандаше ниже указательного
- пальцы располагаются на ручке слишком низко или слишком высоко
- рисуя, ученик поворачивает листок, а не карандаш
- верхняя часть пишущего инструмента направлена не к шее, а к плечу.
Проверить, правильно ли ребёнок держит ручку, можно так: пусть ребёнок возьмёт ручку и начнёт писать, попросите его в это время поднять указательный палец. Карандаш должен остаться на месте.
Ниже несколько уроков, чтобы объяснить ребёнку как держать правильно ручку.
Захват пинцетом
Ставим карандаш или ручку стержнем на лист вертикально. Теперь нужно захватить тремя пальцами - большим, указательным и средним, верхнюю часть карандаша. В таком положении пальцы скользят вниз до того места, где удобно держать ручку и писать. Теперь можно наклонить ручку для удобного письма.
Салфетка
Бумажную салфетку сложить в несколько раз. Ребенок должен прижать ее к ладони двумя пальцами - мизинцем и безымянным. Оставшиеся нужные пальчики правильно захватывают карандаш. Мизинец и безымянный в процессе письма придерживают салфетку, что бы она не упала.
Мелки
Мелки, можно восковые карандаши или пастель, разломить на кусочки в 3 см. Такие маленькие кусочки дети будут держать как раз тремя нужными пальчиками. Привыкнув, дети будут держать правильно и другой пишущий инструмент.
Метка
Нарисовать на среднем пальце и на карандаше, на 1,5 см выше грифеля - метки. Объяснить ребёнку, что эти точки должны совместиться.
Дартс
Метод держания дротика в пальчиках помогает ребёнку понять правильность держания ручки. Бросить дротик ребенок сможет только тремя пальчиками. Игра в Дартс отлично помогает подготовить кисть руки к письму.
Резинка
Канцелярскую резинку надевают на запястье ребёнка, перекручивают и натягивают на верхний конец карандаша. Таким способом, можно добиться правильного наклона.
В магазинах канцелярии есть специальные ручки-самоучки и насадки для обычных ручек, с выемками для пальчиков, что бы ребёнок приучался правильно держать письменные принадлежности.
Неправильное расположение тетради
Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 - 15°. По мере заполнения странички тетрадь движется вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а потом передвигается вверх.
Для ребенка левши, все советы те же самые, только в зеркальном отображении.
На тетради должна быть обложка, обычная полиэтиленовая, благодаря ей, тетрадь не будет скользить по столу во время занятий.
Неправильная поза ребёнка
Сидеть нужно прямо - спина и плечи ровные.
Спиной опираться на спинку стула.
Ноги прямые, стопы располагаются на полу. Если они не касаются пола, можно их поставить на специальную подставку.
Расстояние от уровня глаз до стола - от 30 см.
Локоть пишущей руки лежит на столе, вторая рука частично лежит на столе, создавая упор.
Расстояние между столом и животом - 6-9 см.
Ещё способы выправления почерка:
Купить дополнительные прописи и тренажёры, с элементами букв - круги, крючочки и т.д. и заниматься по 10-15 минут каждый день. Прописи бывают разными.
Подкладывать под лист тетради разлинованную страничку с наклонными линиями. Линии будут просвечиваться и ребёнку будет легче писать. Скачать их можно в Яндекс. Картинки и распечатать.
Упражнения для исправления почерка:
- Зажать ручку между средним и указательным пальцем и, с выпрямленной ладонью, нарисовать любой рисунок.
- Покатать мячик по столу, прямой ладонью.
- Положить ладони на стол и поднимать-опускать каждый палец, переходя с одной руки на другую, затем в обратную сторону.
Не заставляйте писать ребёнка сначала в черновик, ребёнок устанет вдвойне. Пишите сразу набело.
Учебные сайты для детей младших классов с обучающем материалом - прописями, раскрасками и так далее:
https://ja-uchenik.ru
https://детский-мир.net
http://1propis.ru
https://зайка-развивайка.рф
http://samouchka.com.ua
https://www.logozavr.ru
https://detskieradosti.ru
https://www.kindergenii.ru
https://allforchildren.ru
Генераторы прописей
https://childdevelop.ru/generator/letters/propisi.html
http://tobemum.ru/deti/kak-nauchit/generator-propisi
https://www.print-net.ru/propisi_online
https://nekin.info/prog/primo.html
https://readymother.ru/genarator-propisi
https://blog.nils.ru/generator-propise
https://handwritter.ru
Если почерк ребёнка "как курица лапой", но буквы разборчивые, да и успеваемость по всем предметам отличная, то стоит ли из-за не каллиграфического почерка нервировать ребёнка пытаясь добиться от него идеального письма?
Комментарии со спамом удаляются