Если ваш ребёнок ходит на подготовку, умеет считать, знает буквы или даже читает по слогам, это не значит, что он подготовлен к школе.
В сегодняшней статье напишу список того, что должен знать и уметь ребёнок к первому классу, для того, чтобы его обучение и адаптация к школьной жизни прошла легко.
Если будущий первоклассник не всё умеет и знает из нижеперечисленного в тесте — это не значит, что его не возьмут в школу. Учителя не оценивают, да и не должны, созрел ли ребёнок морально и психологически для школьного обучения.
Первоклассник должен уметь общаться с одноклассниками, другими школьниками и учителем, делать не только то, что хочется, но и то, что нужно учителю или ему самому. Ему необходимо уметь самостоятельно запоминать и усваивать информацию, делать из нее логические выводы.
Присмотритесь к малышу незаметно для него и проанализируйте его действия, а затем ответьте на вопросы составленные психологом Джеральдиной Чейни. Если есть временя до 1 сентября, то можно успеть восполнить пробелы в развитии ребёнка. За полгода в игровой форме можно многому научиться.
Тест
Познавательные функции
1. Понимает ли школьник базовые понятия — право/лево, большой/маленький, верх/низ, над/под и т.п.?
2. Может ли ребенок группировать предметы, например: назвать вещи, которые могут катиться — шар, колесо. Назвать одним словом какие-либо группы вещей:
мебель — стул, стол
одежда — шапка, майка
еда — арбуз, суп
посуда — кружка, ложка
И т.д.?
3. Может ли дошкольник догадаться, чем закончится простой рассказ или сказка.
4. Умеет ли ребенок запоминать и выполнять минимум 3 задания — обуть тапки, сходить в ванну, умыться и принести полотенце?
5. Понимает ли и различает школьник написание заглавных и строчных букв алфавита?
Базовый опыт
1. Ходил ли малыш с кем-либо из взрослых на рынок, в магазин, в банк?
2. Был ли ребёнок в библиотеке, в селе/городе, в зоосаде, в музее?
3. Читал ли регулярно кто-либо из взрослых школьнику книги, рассказывал истории?
4. Есть ли у ребенка хобби, большой интерес к чему-либо?
Языковое развитие
1. Знает ли ребенок названия базовых, окружающих его вещей?
2. Несложно ли ему отвечать на вопросы взрослых?
3. Может ли он пояснить для чего нужны разные предметы — миксер, стиральная или швейная машина, мыло, сковородка и т.д.?
4. Понимает ли школьник как расположены предметы: под кроватью, над столом и т.п.?
5. Умеет ли ребёнок рассказывать истории, изложить какую-нибудь ситуацию, случившуюся с ним?
6. Чёткая ли речь у малыша?
7. Правильно ли грамматически составляет предложения в разговоре?
8. Умеет ли ребенок принимать участие в совместном разговоре нескольких человек, может ли обыграть какой-нибудь случай, рассказать ситуацию по ролям?
Эмоциональное развитие
1. Дома и в школе ребенок выглядит веселым?
2. Верит ли он в свои силы по освоению каких-нибудь навыков — будь то езда на велосипеде или нарисовать красивый рисунок?
3. Может ли малыш с лёгкостью переключатся с одного занятия на другое?
4. Умеет ли ребенок работать, играть, писать, рисовать и т.п. самостоятельно и конкурировать в выполнении какой-либо работы, задачи с другими ребятами?
Навыки взаимодействия
1. Легко ли ребёнок присоединяется к играм других ребят, даёт им свои игрушки?
2. Умеет ли малыш среди других детей поддерживать очередность, например в игре, на качелях?
3. Может ли школьник выслушать другого человека, не перебивая?
Физическое развитие
1. Хорошие ли у ребенка слух и зрение?
2. Может ли он спокойно сидеть некоторое время?
3. Развита ли у него координация движений — может ли ловить мяч, ходить по порожкам, не держась за перила и т.д.?
4. Выглядит ли школьник жизнерадостным и заинтересованным?
5. Выглядит ли он основную часть дня здоровым, сытым, отдохнувшим?
Зрительное развитие
1. Может ли ребенок определить схожие и несхожие картинки?
2. Умеет ли малыш различать похожие по звучанию буквы б/п, д/т?
3. Может ли дошкольник найти различия на почти одинаковых картинках?
4. Способен ли малыш разложить по порядку несколько последовательных картинок?
5. Понимает ли он, что читать нужно слева направо?
6. Может ли сам сложить головоломку из 15 деталей?
7. Сможет ли описать что изображено на картинке?
Слуховое восприятие
1. Умеет ли школьник рифмовать слова?
2. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лук/сук?
3. Может ли ребёнок запомнить небольшой стишок?
4. Сможет ли ребенок последовательно пересказать сказку или рассказ.
Отношение к книгам
1. Смотрит ли ребенок книги самостоятельно?
2. Любит ли, когда ему читают книги вслух?
3. Интересуется ли школьник неизвестными словами их книг, спрашивает ли об их значении, запоминает эти слова?
Если на все вопросы ответили утвердительно, то ребёнок готов к школе. Ему будет легко учиться, общаться с одноклассниками и учителями.
Если больше чем на 10 вопросов ответили отрицательно, то постарайтесь до школы устранить все пробелы в развитии, чтобы малышу было комфортно и легко учиться.
Развитие ребёнка в игровой форме
Зарядка на внимание — давайте ребёнку команды: руки вверх, подпрыгнуть на правой ноге, левая рука на правое плечо и т.д. и т.п. Показывать как выполнять команды правильно — нельзя. Если малыш делает неправильно, поправьте его.
Прятки с вещами — дайте ребёнку осмотреть знакомую полку, тумбочку или комнату, затем он должен отвернуться или выйти из помещения. Взрослый прячет какой-либо предмет или несколько. Ребёнок заходит в комнату и осмотрев место, должен сказать что исчезло.
Хорошо-плохо — игра должна научить ребёнка воображению и тому, что в определённых ситуациях хорошее, может быть плохим и наоборот. Например: нужно пить сок, но если пить его много, то будет тяжело животику и можно навредить желудку или на костре можно сварить еду, погреться, но если не следить за огнём, то может случиться пожар.
Придумай рифму — задача простая — вы говорите слово, а малыш должен подобрать к нему рифму. Что бы было весело, можно меняться заданиями — ребёнок говорит слово, а вы подбираете: молоток-платок, лоток-цветок, лес-вес и так далее.
Убери палочки — игра помогает развивать пространственное мышление, включать логику. Найти подобные задачки можно в интернете:
Противоположности — называйте малышу разные слова, а он должен подобрать антонимы. Затем поменяйтесь местами — он даёт задание-слово, а вы находите обратное ему. Примеры: чисто-грязно, много-мало, победа-поражение, учёный-неуч, громкий-тихий и т.д.Наоборот — игра трудная, но занимательная, весёлая и интересная. Можно играть всей семьёй или с другими детьми. Ребёнок должен отвечать на заданный взрослым вопрос словом и наклоном головы. При этом на "ДА" он отрицательно качает головой из стороны в сторону, а на НЕТ — утвердительно кивает головой.
Комментарии со спамом удаляются