Каждая степень священнослужителей и церковнослужителей имеет свое облачение. Делятся облачения на три категории: диаконские, иерейские и архиерейские. В состав облачения высших чинов священнослужителей входит одеяния низших чинов. Диакон, кроме своей одежды облачается в одежду алтарника. Иерей облачается в свои и диаконские одежды. Епископ - в принадлежащих его сану и в иерейские одежды.
При облачении вначале облачаются в одеяния принадлежащие низшему сану, а затем свои.
Основной повседневной одеждой духовенства и монашества всех чинов являются подрясник и ряса.
Одежда церковнослужителей
Церковнослужители — люди, которые не имеют священного сана, но работают при церкви.
Алтарник носит самую обычную одежду, а наверх накидывает стихарь. В древности стихарь называли альба, туника, хитон, он символизирует чистоту души и духовную радость.
Стихарь священника называется — подризник. Стихарь епископа называется — подсаккосник/архиерейский подризник. Диаконы, а также церковнослужители, чтобы облачиться в стихарь, испрашивают разрешение иерея или епископа.
Псаломщику/чтецу из церковной одежды разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).
Иподиакон может надевать стихарь и орарь только после благословения, которое получает у священника перед богослужением.
Одежда диакона
Для диакона – подрясник, поручи, стихарь, орарь.
Стихарь — это длинная одежда, с отверстием для головы и с широкими рукавами.
Орарь — длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Носят на левом плече, поверх стихаря.
Поручи — узкие нарукавники со шнурками.
Подрясник — нижняя одежда православного духовенства и монашества. Длинная до пят одежда с длинными узкими рукавами. Используется и при богослужении, и вне его. Во время богослужения и на официальных приёмах подрясник носят чёрного цвета. В быту, на отдыхе, на хозяйственных послушаниях разрешены подрясники любых цветов.
Носить подрясник могут и церковнослужители не имеющие сана, но только с благословения настоятеля или правящего епископа.
Головной убор — скуфья.
Одежда священника/иерея
Одежда священника состоит из подрясника, рясы (во время Литургии вместо рясы надевается подризник), поручей, епитрахили, пояса, фелони/ризы, наперсного креста.
Подризник — это стихарь в измененном виде. Отличается от стихаря тканью — шьётся из тонкой белой материи, и рукавами — они узкие со шнурками на концах, которые затягиваются на руках. Подризник напоминает хитон, в котором ходил на земле Иисус Христос.
Епитрахиль — это тот же орарь, но сложенный вдвое и спускающийся спереди вниз двумя концами, которые соединены между собою. Без епитрахили священник не может совершать службы, так же как и диакон — без ораря.
Пояс — надевается поверх епитрахили и подризника.
Риза/фелонь — надевается поверх других одежд. Данная одежда длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и вырезкой спереди для свободы рук.
Наперсный крест носят священники поверх ризы, на груди.
В награду священнику за усердие и долгую службу дают набедренник — прямоугольный плат из ткани с крестом в центре, носимый на поясе, и палицу — ромбовидный плат, прикрепляемый к поясу за верхний угол. Священник, еще не получивший права ношения палицы, носит набедренник с правой стороны, а получивший - с левой.
Головной убор:
Скуфья — повседневный головной убор.
Камилавка — высокий твердый головной убор цилиндрической формы без полей. Носят заслуженные священнослужители.
Митра — носят наиболее заслуженные священники, после 40 лет служения. Митра иерея отличается от архиерейской отсутствием креста на вершине, вместо него там расположена иконка-дробница.
Одежда епархии
Одежда архиереев — подрясник, ряса (на Литургии вместо рясы носят — подризник), поручи, епитрахиль, пояс, палица, саккос/фелонь, омофор, панагия, крест, митра.
Саккос — верхняя одежда епископа, похожая на укороченный диаконский стихарь.
Омофор — длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами. Носится на плечах, поверх саккоса. Омофор носят только епископы.
Панагия — значит "Всесвятая", это небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери.
Архиерейская мантия. В быту архиерей носит обычную черную мантию, а архиерейскую — надевает, отправляясь на богослужение, а также во время крестных ходов.
При Богослужении у епископов можно увидеть в руках жезл или посох, как знак высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.
Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы — круглые коврики с изображением орла, летящего над городом.
Головной убор:
Митра.
Одежда чёрного духовенства
Власяница или хитон — длинная рубашка из простой ткани.
Подрясник — длинной до пят одеяние с длинными узкими рукавами. Мужской и женский монашеские подрясники разнятся только в раскрое. Цвет — черный, в быту допускаются другие цвета.
Пояс — носят широкий, кожаный или из ткани.
Ряса — надевается поверх подрясника. Одеяние с широкими рукава. Может иметь русский или греческий покрой, с подкладкой или без нее. Всегда черного цвета.
Параман — маленький четырехугольный плат черного цвета с изображением креста и других орудий Страстей Христовых. Параман носят на спине, поверх сорочки.
Параманный крест — деревянный крест крупного размера.
Мантия монашеская — длинный до земли широкий плащ, скрывающий фигуру с застежкой на вороте. Монашеская мантия имеет 40 складок, символизирующие 40 дней, которые Господь постился на горе Искушения.
Клобук монашеский мужской — высокий цилиндрический головной убор без полей, расширяющийся кверху. Обтянут легкой черной тканью, которая спадает вниз свободным плащом. Мужской монашеский клобук имеет наметку, разрезанную на три части: две боковые спускаются спереди на плечи, а центральная на спине. Женский монашеский клобук имеет неразрезную наметку.
Апостольник — платок с вырезом для лица. Он свободно спускается на спину и грудь и может быть длиной до пояса. Во время богослужения монахини ходят в черных апостольниках, в быту могут замениться на белые или серые.
Скуфья — шапочка округлой формы, закрывающая лоб.
Велико схимнический куколь — мягкий остроконечный головной убор, переходящий в небольшую накидку, закрывающую шею. Схимниками убор надевается на скуфью, схимницами — на апостольник.
Аналав или большая схима — черная ткань крестообразной формы, спускающаяся на грудь, спину и плечи.
Четки (вервица) — непременный атрибут монахов.
Комментарии со спамом удаляются